В то же время в новом Плане счетов сделаны некоторые, на наш взгляд, слишком осторожные, шаги к дальнейшему развитию методологических основ управленческого учета. Можно сказать, что он, в принципе, допускает два направления ведения управленческого учета: в рамках единой с финансовым учетом системы счетов, в самостоятельной системе счетов.
Важным фактором, способствующим развитию строительного производства, является научно-технический прогресс. Очевидны быстрые темпы развития технических средств управления, особенно информационно-вычислительной техники. Однако не менее важную роль в управлении производством строительной продукции играет необходимая информация по различным сегментам, формируемая в области управленческого учета. Без качественной учетной информации даже самое совершенное оборудование не может обеспечить желаемую эффективность строительного производства.
Значительные изменения условий хозяйствования, которые произошли за последние десятилетия в экономике России, в том числе и в строительстве, настоятельно требуют повышения качества содержания информационных потоков, используемых для принятия обоснованных решений.
Установлено, что для повышения эффективности аналитической работы и повышения качества принимаемых финансово-экономических решений в крупных и средних организациях строительной отрасли необходимо создать обособленную (основанную на самостоятельной системе счетов) подсистему управленческого учета. При этом целью создания управленческого учета в конкретной строительной организации является обеспечение ее успешного функционирования в условиях рыночной экономики. Исходя из того, что управленческий учет служит для руководства конкретной организацией, он не может регулироваться обязательными для всех нормами и стандартами. Эффективный управленческий учет, адекватно соответствующий условиям деятельности конкретной строительной организации, обеспечит не только контроль текущей работы, но и улучшение ее стратегического положения. Нужно учитывать то, что ведение управленческого учета – дорогостоящее мероприятие, создание обособленной подсистемы управленческого учета не будет эффективным и экономически оправданным в мелких строительных организациях.
При этом научно-методологической базой изучения и применения управленческого учета должны стать опыт и традиции отечественной бухгалтерской науки, а также положительный опыт представителей бухгалтерских школ экономически развитых стран.
Создание эффективной подсистемы управленческого учета связано с осуществлением комплекса мероприятий по приведению условий функционирования строительной организации в соответствие с выработанной стратегией ее развития. Такая подсистема, в частности, предполагает:
• улучшение системы управления;
• повышение эффективности производства;
• повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
• рост производительности труда;
• снижение затрат производства;
• улучшение финансово-экономических показателей организации.
При этом общими задачами такой подсистемы должны явиться:
• создание эффективного механизма управления организацией;
• обеспечение инвестиционной привлекательности организации;
• использование организацией рыночных механизмов привлечения финансовых средств отечественных и иностранных инвесторов;
• повышение личной заинтересованности и ответственности работников организации как одного из факторов повышения устойчивости ее развития.
Решение о ведении управленческого учета и утверждении конкретной программы мероприятий по ее созданию должен утвердить руководитель строительной организации. При принятии решения по вопросу: создавать подсистему управленческого учета или нет, следует руководствоваться ценностью управленческой информации, которую планируется формировать в ее недрах, и затратами на создание и функционирование такой подсистемы. Другими словами, степень эффективности управленческого учета в конкретной строительной организации измеряется полезностью информации, получаемой с ее помощью.
Особая сложность создания эффективной подсистемы управленческого учета в строительных организациях во многом вызвана следующими факторами:
• сложностью научного изучения различных аспектов капитального строительства;
• многообразием организационных и хозяйственных форм процесса изготовления строительной продукции;
• большим количеством участников, имеющих разные функциональные задачи и цели;
• существенной зависимостью процесса строительства от естественных природных условий.
В связи с тем, что строительство проходит под непосредственным влиянием большого количества организационных, научно-технических, экономических, производственных, природно-климатических и других факторов, по своей природе имеющих вероятностный характер, оно представляет собой сложнейшую систему с динамичным характером развития. С этим связана необходимость более широкого использования методов информационного обеспечения, экономического моделирования, системного анализа, экономической экспертизы, основанных на научно обоснованных принципах.
Для разработки программы создания подсистемы управленческого учета целесообразно организовать специальную рабочую группу с предоставлением ей необходимых полномочий. На основе анализа финансово-хозяйственной деятельности организации и задач по совершенствованию информационной системы управления участниками специальной рабочей группы принимается решение о возможности реализации поставленных задач силами работников существующего учетного аппарата строительной организации либо о полной или частичной замене ее кадрового состава или найме других квалифицированных учетных работников.
Создание подсистемы управленческого учета в конкретной строительной организации предполагает проведение комплекса мероприятий, причем условия и порядок выполнения некоторых из них (использование соответствующих синтетических и аналитических счетов, применение специальных регистров, утверждение различных форм внутренней отчетности) в соответствии с п. 5 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» необходимо предусмотреть в учетной политике организации. Остальные мероприятия имеют рекомендательный характер, и необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение о создании подсистемы управленческого учета, с ориентацией на особенности ее функционирования, уровень организационного развития и соответствие современным требованиям тех или иных компонентов менеджмента.
При этом в приказе руководителя организации о создании подсистемы управленческого учета целесообразно определить ответственность за:
• реализацию плана создания подсистемы управленческого учета;
• достоверность и целевое использование носителей данных управленческого учета;
• финансово-хозяйственные результаты руководителей «центров ответственности»;
• задержку передачи данных для формирования показателей управленческого учета;
• разглашение коммерческой тайны.
Необходимо также включать в контракты положения, предусматривающие зависимость вознаграждения руководителя «центра ответственности» от полученного им результата.
Лицо, отвечающее за функционирование подсистемы управленческого учета, обязано:
• осуществлять координацию целей и планов строительной организации;
• способствовать руководству строительной организации в достижении намеченных целей;
• руководить ведением управленческого учета.
Для повышения инвестиционной привлекательности строительной организации в рамках управленческого учета необходимо реализовывать долгосрочные (стратегические) программы расширения рынка ее присутствия. Чтобы обеспечить улучшение финансово-экономического положения организации, пополнение ее оборотных средств и создание условий для устойчивого развития организации, необходимо в рамках подсистемы управленческого учета проводить многоступенчатую ценовую политику. Практика показывает, что только достоверная и качественная учетная информация о вложениях, имеющих инвестиционный характер, и затратах строительной организации на производство продукции позволяет реально оценить обоснованность величины и эффективность использования собственного и заемного капитала. Для осуществления указанных мероприятий необходимо использовать научно обоснованные подходы, основанные на разработках отечественных экономистов, а также на положительном опыте экономически развитых стран.
Широкому применению управленческого учета в организациях строительной отрасли в значительной степени препятствует отсутствие уточненного, с учетом особенностей отрасли, понятийного аппарата; основополагающее значение имеют разработка соответствующих счетов управленческого учета, а также рекомендаций по их ведению. Эта проблема связана, в частности, с тем, что методы учета затрат, используемые в подсистеме управленческого учета, требуют однозначной трактовки таких понятий, как: «себестоимость», «расходы», «затраты оплаченные», «затраты неоплаченные», «затраты» и т. д. При этом важнейшее место занимает разработка необходимой системы показателей для управленческого учета и форм для внутренних отчетов. Необходимо также отметить, что записи на счетах управленческого учета, а также принципы формирования информации по ним существенно отличаются от финансового учета. Это в первую очередь связано с тем, что управленческий учет имеет четко сформулированные, относительно автономные, но при этом тесно связанные с финансовым учетом цели и задачи, такие как классификация затрат по экономическим элементам, которая не только регламентирована ПБУ 10/99 «Расходы организации», но и регулируется Планом счетов бухгалтерского учета, а классификация затрат по калькуляционным статьям имеет рекомендательный характер. В связи с этим в системе бухгалтерского учета строительной организации используемые на производство продукции ресурсы необходимо не только учитывать на определенном бухгалтерском счете, но и в обязательном порядке кодировать, что даст возможность автоматизированного использования этих данных для целей управленческого учета.