В СНиПе особо отмечается важность систематического контроля состава бетонной смеси, (для чего в конечном счете необходима широкая автоматизация процесса приготовления бетонной смеси на всех ее этапах). Для получения качественного бетона необходимо применение высококачественных заполнителей, нележалого цемента, использование эффективных способов перемешивания смесей с обеспечением от расслаивания, в частности, и по причине замены части воды ПАВ, неорганическими добавками, уплотнением с эффективными вибромеханизмами, тщательным и длительным уходом за твердеющим бетоном. В СНиПе рекомендуются численные значения удобоукладываемости бетонной смеси с условным разделением конструкций на несколько разновидностей: подготовка под фундаменты, полы, основания дорог и аэродромов, покрытия дорог и аэродромов, конструкции, бетонируемые в скользящей опалубке.
Рекомендуемые осадки бетонной смеси доходят до 8 см, а для особых случаев бетонирования в скользящей опалубке без применения вибраторов — до 10 см. Нижний предел, равный 0 см, надо понимать как предел осадок при уплотнении бетонной смеси, лежащих в интервале 20—30 с. Эти указания даны с учетом обязательного применения пластифицирующих веществ, в данном случае с. д. б. в соответствии с указаниями СН 406—70.
Перевозку бетонной смеси необходимо осуществлять по хорошим дорогам, чтобы избежать расслоения бетонной смеси.
В СНиПе нормируется продолжительность перемешивания смесей (от 60 до 120 с), которая зависит от величины замеса, типа смесителя и пластичности (жесткости) смесей. При этом для принудительного смешивания это время равно 60 и 80 с и не связано с вместимостью смесителя. При приготовлении смесей с высокой степенью жесткости, которые в этом СНиПе не рассматриваются, время смешивания должно уточняться на месте работ. Особое внимание при транспортировании смесей должно быть обращено на очистку тары после разгрузки каждой очередной порции перевезенной смеси. Способы перевозки неотделимы от качества смеси, которое должно быть стабильным (смесь должна быть подвижной, удобоукладываемой и формуемой как и до ее перевозки). Следовательно, тара должна быть плотной и не допускать потери растворной части и цементного теста; смесь должна быть защищена от атмосферных воздействий (дождя, снега, влияния температуры, в том числе и от прямого воздействия солнечных лучей и ветра).
При транспортировании бетонной смеси в автобетоносмесителях, перемешивающих сухую смесь с водой при движении к месту укладки, условия перемешивания ограничены следующими требованиями: 30 мин — начало перемешивания от момента загрузки сухих компонентов, что связано с возможной реакцией цемента и влаги на поверхности заполнителей (это должно уточняться на месте работы) и числом оборотов смесителя на автомобиле, которое должно обеспечить качество смешивания (число оборотов должно быть не менее 70 и не более 300).
СНиП («Бетонные и железобетонные конструкции») на производство бетонных и железобетонных работ включает сведения о производстве работ с тяжелым бетоном (особо тяжелым, легким, кислото- и щелочестойким, для подводного бетонирования, торкретирования, цементации температуро-усадочных строительных швов и бетонирования в скользящей опалубке). Указания СНиПа носят характер принципиальных требований, освещающих существо выполнения технологических переделов и на месте работ должны детализироваться в соответствии с их особенностями.
Для осуществления бетонных и железобетонных работ необходимы этапы производства по технологическим переделам (опалубочные, арматурные и собственно бетонные работы) и организация их. Организация работ связана с предвидением всего их хода на период строительства объекта. Сюда входят вопросы химической технологии, обеспечения оборудованием и машинами, условия твердения бетона.
Для опалубочных работ характерна важность широкого применения инвентарных многократно оборачиваемых опалубок и инвентарных подмостей. Отдельные технологические разработки могут потребовать индивидуальных решений, которые надо выполнять только по проектам (простейшие конструкции балок, колонн, плит и аналогичных им деталей сооружений выполняются по эскизам).
Виды опалубки в СНиПе дифференцированы на: разборно-переставные весом до 60 кг —мелкощитовые, инвентарные; тяжелее 60 кг —крупнощитовые, устанавливаемые с помощью механизмов; скользящие, состоящие из ряда элементов и поднимаемые домкратами; подъемно-переставные разных конструктивных принципов действия; горизонтально-перемещаемые или катучие на тележке или полозьях; блок-формы пространственной конструкции с каркасом и щитами и несъемные опалубки, оставляемые на месте бетонных работ и выполняемые из металлической сетки, металлических и железобетонных плит, вводимых в расчет сечения бетонируемой конструкции.
В СНиПе для каждого случая применения опалубки даны рекомендации, направленные не только на разумное использование материалов в опалубке, но, главным образом, и на осуществление высококачественного производства бетонных и железобетонных работ. Опалубка должна быть технологичной, т. е. должна допускать многократное применение при минимальных затратах на ее ремонт, удобную подачу в нее смеси, ее снятие с затвердевшего бетона при высоком качестве распалубливаемой поверхности конструкции и, наконец, очистку и подготовку к новому циклу бетонирования. То же касается и поддерживающих лесов и креплении к ним.
В СНиПе изложены условия заготовки арматуры, получения ее из стержней или высокопрочной проволоки, а также прядей объемных арматурных элементов железобетонных конструкции, ее транспортировки к месту установки в опалубку. Сборка арматурных элементов производится, как правило, сваркой. Стыкование стержней, сеток, каркасов на месте бетонирования надо осуществлять по рабочим чертежам с выполнением требований СНиП П-В.1—62 и СИ 393—69. В СНиПе дан норматив на допускаемые отклонения при установке арматуры. Кроме чисто расчетных — очень важных в этой части требовании для надежной работы железобетона особое внимание уделяют положению арматуры близ наружной зоны бетона. Уменьшение, как и увеличение, защитного слоя недопустимо. В первом случае арматура с течением времени будет подвергаться коррозии во втором на поверхности бетона образуются трещины, также способствующие появлению коррозии.
В СНиПе даны требования к материалам, известные из многочисленных ГОСТов, с дополнениями по процедуре определения их качества, условиям хранения и выбора; уточняется максимальный размер крупного заполнителя при подборе состава бетона. Максимальный размер не должен превышать ¾ наименьшего расстояния в свету между арматурой — стержнями, пучками, прядями и т. д. и в то же время зависит от типа бетоносмесителя, типа и вместимости дозаторов. Например, при использовании гравитационных смесителей допустима крупность зерен до 120 и 150 мм, а для смесителей принудительного действия — до 40 и 70 мм в зависимости от вместимости смесителя.
Работы должны производиться в полном соответствии с требованиями СНиПа.