Поставка, приемка и контроль качества арматурной стали
Поставляемая арматурная сталь должна быть замаркирована в соответствии с требованиями СНиПа. Отсутствие такой маркировки не позволяет применять ее без трудоемких испытаний, которые могут проводить только лаборатории, специально оборудованные соответствующими приборами. Отсутствие маркировки не позволяет правильно складировать арматурную сталь и создает безответственность поставщика к качеству продукции.
Испытания контрольных образцов поступившей с заводов продукции производятся в соответствии с государственными стандартами. Каждый вид арматурной стали поставляется в виде: 1) прямолинейных стержней, длина которых может варьироваться в пределах, устанавливаемых заводом-изготовителем в соответствии с ГОСТом, или мерной длины, которая оговаривается в заказах на сталь (например, в ряде случаев для уменьшения работ по сварке целесообразно получать стержни длиной до 25 м, что больше указанной в ГОСТе); 2) бунтовой арматурной стали, поставляемой в мотках (бунтах), на катушках установленной массы и диаметра: 3) плоских и рулонных сварных арматурных сеток; 4) тканых и сварных сеток для конструкций из армоцемента.
В СНиПе указано, в каком виде должен поставляться каждый класс арматурной горячекатаной стали. Арматурная проволока поставляется в мотках, при этом каждый из них должен состоять из одного отрезка проволоки. Особое значение имеет выбор внутреннего диаметра высокопрочной арматурной проволоки, что важно для выправления ее после размотки. В СНиПе даны указания о поставке арматурных прядей и арматурных канатов. Как и для проволоки, каждый моток (но не катушка, на которой может быть несколько мотков) должен состоять из одного отрезка пряди или каната, а при выборе внутреннего диаметра мотков или катушек должна обеспечиваться после размотки прямолинейность прядей и канатов.
Из вышесказанного видно, как в нормах отражаются условия изготовления и поставки арматурной стали различных видов и классов. Особое внимание при транспортировании надо уделять прутковой арматурной стали, чтобы при любых операциях с ней исключить искривление стержней. Для этого прутковую сталь укладывают в пакеты или пучки, плотно их перевязывают и прикрепляют металлические бирки с обозначением необходимых сведений о стали. Также необходимо маркировать поставляемую сталь в бунтах. Арматурная сталь поступает с техническим документом — сертификатом, в котором записаны сведения о ее качестве в соответствии с ранее изложенными положениями о маркировке.
Сталь, поступившая на строительство или завод по изготовлению сборного железобетона, подлежит обязательной приемке, которая заключается в сопоставлении внешнего вида и произведенных замеров поступившего материала с записями в сертификатах. В случае необходимости при поступлении арматуры для обычного железобетона (появились сомнения в правильности сведений, помещенных в сертификатах, или отсутствует сертификат) проводят контрольные испытания.
Обязательные контрольные испытания должна пройти напрягаемая арматура для предварительно напряженных конструкций и в особых случаях (когда в соответствии со СНиПами и другими техническими документами по проектированию железобетонных конструкций даются специальные указания по повышению коэффициентов однородности, повышенные расчетные сопротивления арматуры, по технологии их изготовления или применению конкретных видов арматурных сталей).
Для испытания поставляемую сталь делят на партии, т. е. из общего количества арматурной стали выделяют сталь одного завода, одной поставки, класса, марки, диаметра и профиля. Отбор проб и испытания проводят в полном соответствии с требованиями ГОСТов и технических условий. В особых случаях по разрешению и указанию проектных организаций допускается использовать арматурную сталь, которая при испытании оказалась не соответствующей нормативным требованиям. От строительных лабораторий требуется такое же внимание к приемке, складированию и хранению арматурной стали, как к цементу или любым строительным материалам. Арматурную сталь нужно размещать отдельными партиями, чтобы она не загрязнялась и не корродировала, а также, чтобы можно легко подходить и прочитать записи, приведенные на бирках.
В большинстве стран главными показателями физико-механических свойств арматурной проволоки считаются: временное сопротивление разрыву, физический или условный предел текучести, относительное удлинение при разрыве, число перегибов в холодном состоянии. Опыт показывает, что правильный выбор арматуры для предварительно напряженных железобетонных конструкций, так же как и правильный выбор любого материала для железобетона, прямым образом связан с их строительно-техническими свойствами, экономичностью и надежной долговечной работой.
Исследования обосновывают необходимость комплексных определений технических свойств арматурной стали (например, даже при очень низких напряжениях мягкие высокопрочные стали часто не удовлетворяют требованиям по величине деформации — проявляют пластические деформации), чтобы выбрать необходимые марки для конкретных условий расчета и работы конструкций. Строитель, проектировщик, технолог должны быть хорошо осведомлены о качестве арматурной стали, так как условия эксплуатации железобетонных конструкций (например, в случае многократного нагревания при эксплуатации в горячих цехах, из-за возникновения пожара, создания напряжения при изготовлении) могут вызвать для ряда марок высокоуглеродистой проволоки снижения прочности (высокоуглеродистая проволока приобретает значительную прочность вследствие холодного волочения, нагрев проволоки снижает эту прочность).