Чтобы уменьшить опорные моменты, можно использовать прокладки (поз. 1 на рис. 89,д), которые приваривают к закладным деталям ригеля (балки, фермы, арки). В процессе монтажа ригелей прокладки надевают на анкерные болты (поз. 2) закладных деталей колонн, гайки завинчивают и вместе с шайбами обваривают. При таком решении свобода поворота опорных сечений ригелей возрастает, а опорные моменты уменьшаются, но одновременно увеличивается металлоемкость конструкций и трудоемкость монтажа. Поэтому подобные соединения применяют в последнее время довольно редко – как правило, в наиболее ответственных конструкциях (например, в опорах подкрановых балок).
177. Почему в соединениях сборных элементов редко применяют центрирующие подкладки?
Центрирующие подкладки нужны для того, чтобы зафиксировать положение опорных реакций, иными словами – положение равнодействующих эпюр давления. Чем уже подкладки, тем точнее фиксируются реакции (они не выходят за пределы подкладок), тем меньше величины опорных моментов М0. Но, чем уже подкладки, тем выше напряжения смятия в бетоне. Чтобы обеспечить прочность бетона на смятие, подкладки приходится делать столь широкими, что они теряют изначальный смысл. Подкладки применяют в некоторых типах стыков колонн, однако они там играют, скорее, роль фиксаторов в процессе монтажа, которую утрачивают после сварки выпусков арматуры и обетонирования стыков (см. вопрос 182).
178. В чём заключается особенность опирания панелей типа КЖС?
Панели этого типа имеют очень небольшую высоту на опоре (менее 200 мм), которой явно недостаточно для восприятия опорного момента М0 (см. вопрос 176). Поэтому для них применяют т.н. «пластинчатые шарниры», в состав которых, кроме опорных закладных деталей, входит промежуточная стальная пластина. С одного края её приваривают к верхней закладной детали, а с другого – к нижней, в результате чего обеспечивается свободный поворот КЖС относительно нижележащей конструкции (рис. 89,е). Пластинчатый шарнир намного проще и дешевле мостового, но у него есть один недостаток: при повороте опорного сечения (прогибе конструкции) точка приложения опорной реакции смещается внутрь пролета относительно расчетной оси, т. е. к нижележащей конструкции нагрузка прикладывается с дополнительным эксцентриситетом.
179. В каких случаях применяют шарнирно-подвижные опоры?
Применяют в пролётных строениях мостов, которые эксплуатируют на открытом воздухе и у которых отсутствие подвижных опор вызовет большие внутренние температурные напряжения в сечениях (в дополнение к напряжениям от усадки и ползучести). Кроме того, по условиям статического расчета шарнирно-подвижные опоры применяют в контурных элементах тонкостенных оболочек и в ряде других пространственных конструкций.
Для конструкций покрытий и перекрытий массового назначения применяют обычные шарнирно-неподвижные опоры (рис.89,в), ибо только они в состоянии обеспечить передачу горизонтальных нагрузок на смежные стойки рам (или смежные стены) и создать жесткий горизонтальный диск покрытия или перекрытия. Неподвижные опоры хотя и вызывают распор, но распор не опасный, а для изгибаемых элементов даже полезный, т.к. он несколько уменьшает значения моментов в пролете.
180. Как выполняют жесткое сопряжение монолитных элементов?
Рис. 90 (*расчетное сечение)
При жестком сопряжении угол между элементами остается неизменным, а примыкающие к узлу нормальные сечения должны быть в состоянии воспринимать изгибающие (узловые) моменты Мо. В монолитных конструкциях такой узел сложности не представляет: следует лишь надежно заанкерить рабочую арматуру в узле (особенно, растянутую), учитывая, что размеры самого узла зачастую весьма ограниченны. Если размеры узла lx меньше длины зоны анкеровки lan, применяют известные конструктивные приёмы (см. вопрос 21): устраивают концевые анкера в виде коротышей или анкерных головок, загибают концы стержней «в лапу» (рис. 90,а) и т.п. Если позволяют условия, то в узлах целесообразно устраивать вуты, т.е. уширения (рис. 90,б), которые увеличивают жесткость самих узлов и несколько уменьшают изгибающие моменты в расчетных сечениях (точнее сказать, передвигают опасные сечения в сторону меньших значений моментов).
181. Как армируют внутренние (входящие) углы жестко сопрягаемых элементов?
Здесь надо учитывать знак изгибающего момента. Если момент растягивает внутренние грани или его знак может меняться, то при армировании гнутыми стержнями появляется равнодействующая сила N, которая стремится выпрямить эти стержни и оторвать защитный слой бетона, что приведёт к разрушению узла (рис. 91,а). Поэтому в местах перегиба стержней их заанкеривают скобами (поз.1 на рис. 91,б), воспринимающими силу N, или применяют не связанные между собой прямые пересекающиеся стержни, заанкеривая их в бетоне с помощью анкерных головок (поз. 2 на рис. 91,в), коротышей или другим способом (см. вопрос 21).
Рис. 91
182. Что такое выпуски арматуры?
Это концы арматурных стержней, выходящие наружу из тела бетона. Чтобы обеспечить передачу усилия, выпуски обычно сваривают между собой ванной сваркой (реже дуговой сваркой с накладками), а затем обетонируют. Такой способ применяют, например, в жёстком стыке колонн, показанном на рис.92 (где поз.1 – выпуски арматуры, 2 – ванная сварка, 3 – монолитный бетон), в жёстком соединении ригелей с колоннами (см. вопрос 183 и рис. 93) и во многих других случаях. Выпуски устраивают и в монолитном железобетоне, когда требуется наращивать арматуру по мере бетонирования массивной или протяженной конструкции.
Рис. 92, Рис. 93
183. Как выполняют жесткое сопряжение сборных элементов?
Жестко соединить сборные элементы намного сложнее, чем монолитные, поскольку сложнее передать внутренние усилия (внутренний момент) с одного элемента на другой. Внутренний момент – это момент внутренней пары сил, следовательно, необходимо передать растягивающее усилие Ns в арматуре S и сжимающее усилие Nb в бетоне (в совокупности со сжимающим усилием Nsc в арматуре S´ ), по возможности сохраняя плечо между ними.