Еще на стадии заключения договора следует учесть, что по объему учитываемых вопросов договор строительного подряда относится к наиболее сложным видам договоров. Это вызвано в первую очередь широтой охватываемых им позиций, таких как:
• поставка материалов;
• установка технологического оборудования;
• условия и графики сдачи и оплаты различных этапов работ;
• устранение недостатков, обнаруженных после сдачи объекта, и т. д.
Обязательным приложением к договору строительного подряда является утвержденная проектно-сметная документация. Следовательно, действующее законодательство не допускает, даже по воле всех участников процесса строительства, осуществления строительных работ без проектно-сметной документации. Проектно-сметная документация служит для определения количества различных ресурсов, необходимых для выполнения работ, предусмотренных договором строительного подряда. Выявленные таким образом данные могут служить основанием для определения стоимостных показателей при формировании договорной цены на строительные работы.
Субъектный состав договора строительного подряда зависит от того, какие отношения имеют место в конкретном случае. Возможны следующие варианты:
а) в качестве заказчика фигурирует государство в лице его министерств или других органов;
б) заказчиком объекта строительства является другой хозяйствующий субъект;
в) строительные работы осуществляются для удовлетворения личных потребностей заказчика как физического лица.
Отношения между участниками процесса строительства регламентируются соответствующими юридическими нормами. Например, отношения, возникающие, когда государство является заказчиком объекта строительства, регламентируются § 5 гл. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, где определена специфика подобных отношений. В частности, там отмечено следующее: подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. При этом следует заметить, что, в соответствии с нормами ГК РФ, муниципальные образования, а также государственные предприятия не наделены правом заключения контрактов со статусом государственного. Между тем, бухгалтерский учет и система налогообложения затрат, связанных с осуществлением строительных работ, финансируемых за счет бюджетов разных уровней (табл. 2) или внебюджетных фондов, имеют свои особенности. Это замечание касается также и вопроса применения отраслевых рекомендаций и указаний по определению себестоимости строительных работ.
Таблица 2
Количество объектов строительства, финансируемых из федерального бюджета, введенных в эксплуатацию в 2003 г.
Согласно п. 3 ст. 740 ГК РФ в тех случаях, когда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина (заказчика) по договору строительного подряда, к нему, соответственно, применяются нормы договора бытового подряда.
В настоящее время имеют место противоречия в понятийном аппарате нормативных документов Госстроя России и Госкомстата, Минфина и налоговых органов. Данное замечание, в частности, относится к таким понятиям, как «здания», «сооружения», «стройка», «строительные работы».
Такое положение, при котором отсутствует четкая и однозначная трактовка понятий в различных действующих нормативно-правовых документах, нередко вызывает значительные трудности, связанные с юридическим толкованием и регулированием взаимоотношений участников строительства, а также с организацией бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.
В настоящее время бухгалтеры строительных организаций испытывают существенные трудности при ведении бухгалтерского учета по договору строительного подряда. Это в первую очередь обусловлено отставанием отраслевой нормативной базы бухгалтерского учета от потребностей изменившихся экономических отношений.
При осуществлении отдельных строительных работ субъектом договора строительного подряда может являться инженер или специализированная организация (технический заказчик). Его место и роль регламентируются ст. 749 ГК РФ, где отмечено, что заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно, без согласия подрядчика, с соответствующим инженером или инженерной организацией договор об оказании заказчику инженерных услуг. Следовательно, в подобном случае в договоре строительного подряда должны быть определены функции инженера (инженерной организации), связанные с осуществлением им (ею) своих обязательств. Полномочия данного субъекта договора строительного подряда сводятся к осуществлению инженерного надзора и контроля строительных работ. Его указания и требования исходят от имени заказчика и обязательны для подрядной строительной организации.
Смысл привлечения инженера (инженерной организации) заключается в том, что заказчик (застройщик) может не обладать специальными знаниями, но желает получить объект надлежащего качества. Когда привлекается инженер (инженерная организация), заказчик (застройщик) идет на дополнительные затраты, связанные с оказанием инженерных услуг. В то же время, в соответствии с п. 4 ст. 749 ГК РФ, подрядчик, который ненадлежащим образом выполнил работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик (застройщик) не осуществлял контроль и надзор их выполнения, кроме случаев, когда эта обязанность возложена на заказчика законом. Следует отметить, что, в соответствии с п. 2 ст. 748 ГК РФ, если заказчиком обнаружены недостатки, но он не сделал такого заявления подрядчику, то он теряет в дальнейшем право на них ссылаться.
К особенностям договора строительного подряда можно отнести наличие в нем положений об условиях сдачи и приемки выполненных строительных работ или объекта строительства, если речь идет о строительстве «под ключ». Это требование оформляется только в письменном виде путем подписания сторонами договора строительного подряда актов установленных форм. Кроме того, юридически значимыми для сторон являются сроки начала и окончания строительства. В частности, с точки зрения организации бухгалтерского учета и налогообложения, данные факторы имеют существенное значение.
Важным аспектом правового регулирования взаимоотношений субъектов договора строительного подряда, обусловленным технической сложностью предмета договора и тем, что возможные дефекты могут быть скрыты при производстве работ и их обнаружение при приемке может быть затруднено, является предельный срок обнаружения недостатков, т. е. гарантия качества исполнения строительных работ. В соответствии со ст. 756 ГК РФ предельный срок обнаружения недостатков, допущенных подрядными организациями в ходе осуществления строительных работ, составляет 5 лет.
Деятельность подрядных строительных организаций можно подразделить на 2 вида: генподрядную и субподрядную. При этом следует иметь в виду, что генподрядная организация может и не исполнять строительных работ, а суть ее функций – сводиться к координации деятельности субподрядных организаций, сбору и анализу экономической, управленческой или другой информации, связанной со строительством, организации и обеспечению ведения строительных работ и руководству процессом строительства.